PRO психологию

Конфликт в коллективе: проблема или возможность?

Слово "конфликт" как правило вызывает у большинства людей отрицательные эмоции. Споры, непонимание, негативные реакции, втягивание в конфликт других сотрудников - все это на первый взгляд препятствует эффективности работы и плохо влияет на атмосферу в команде.
Немногие руководители воспринимают конфликт в коллективе как возможность и умеют использовать конфликтные ситуации для развития команды и укрепления внутренней корпоративной культуры.
Есть ли у конфликта положительные стороны и как руководителю научиться использовать такие ситуации во благо компании, разбираемся с партнером Центра стратегического лидерства, понимающим психотерапевтом Александрой Пановой.
Конфликт в коллективе: проблема или возможность
Конфликт - это кризисная ситуация, несущая потенциальную возможность для роста, познания себя и обращения к своим ценностям и опорам.
Александра Панова
  • Центр стратегического лидерства (ЦСЛ):
    Александра, расскажи пожалуйста о причинах возникновения конфликтов в коллективе. По твоему мнению конфликт - это проблема или возможность?
    Александра:
    Конфликты могут возникать в коллективе по различным поводам и в самых разных ситуациях, но кое-что их объединяет. Любой конфликт - это проявление борьбы, реакция на угрозу существующим внутренним ценностям на уровне отдельного человека или группы сотрудников в данном конкретном контексте. Можно смотреть на конфликт исключительно как на проблему, рассматривая ситуацию "в моменте", но правильнее будет исходить из того, что наличие противоречий - норма рабочего процесса, а также хорошая возможность выявить истинные ценности сотрудников.
  • ЦСЛ:
    Расскажи пожалуйста подробнее, как конфликт помогает выявить истинные ценности сотрудников и как в целом можно использовать конфликт для развития команды?
    Александра:
    Ситуация конфликта - это ситуация неудовлетворенности текущим положением вещей. Если есть текущая ситуация как "плохая", значит, есть и другая, противоположная ей, "хорошая". И путь из первой ко второй - это путь развития, силы на которое дают те самые оберегаемые ценности.
    Допустим, сотрудник не ладит с коллегой. При беседе может выясниться, что он считает, например, что работает лучше, потому что замечает за коллегой пренебрежительное отношение к работе, которое по его убеждению недопустимо. Какую ценность он защищает? Честность, ответственность. Возможно, справедливость. Это то, что может стимулировать его на дальнейшее развитие, расширение полномочий, может быть, должностной рост. Если руководитель найдет правильное применение таким внутренним убеждениям, он получит весьма замотивированного перспективного сотрудника. Конечно, при его соответствии другим требованиям.
  • ЦСЛ
    Как правильно вести себя руководителю, если он заметил конфликтную ситуацию в коллективе? Стоит ли вмешиваться?
    Александра
    Даже мелкие разногласия могут повлиять на результаты работы, ведь силы сотрудников в этом случае тратятся не только на текущие задачи, но и на преодоление стресса и защиту личных интересов, поэтому руководителю важно признать наличие затруднительной ситуации и помочь сотрудникам разрешить ее эффективно и безопасно
  • ЦСЛ
    Если сотрудник оказался втянутым в конфликт на рабочем месте, как правильно вести себя, чтобы экологично из него выйти? И как относиться к этой ситуации, чтобы она не превратилась в травму или не переросла в депрессивные состояния?
    Александра
    Если вы как руководитель стали свидетелем конфликта, не стоит его игнорировать - это может привести к его дальнейшему развитию. Важно внимательно выслушать всех участников конфликта, не занимая при этом чьей-то стороны. Сохраняя такой нейтралитет, вы избежите участи быть втянутым непосредственно в ситуацию, сохраните ясность мысли и вам легче будет найти здравое решение, учитывающее общие интересы.
    Если вы являетесь участником серьезного конфликта на работе, постарайтесь позаботиться о себе. Подумайте, к кому вы можете обратиться за помощью и поддержкой: это могут быть ваши друзья, близкие или психолог. Заявляйте о своей позиции по возможности открыто, но спокойно. Напоминайте себе, что эта ситуация - лишь небольшое событие в вашей жизни, и не позволяйте ему занимать непропорционально большое место.
  • ЦСЛ
    Как работа с психологом может помочь в этой ситуации?
    Александра
    На консультации психолог выстраивает атмосферу безоценочности и принятия, что само по себе оказывает поддерживающее действие. Специалисту можно высказать все, что наболело, снизив таким образом эмоциональную нагрузку. Спокойная обстановка способствует взгляду на ситуацию со стороны, позволяет изучить конфликт более детально, заглянув в его суть, помогает выдержать ситуацию и наметить пути ее возможного решения.
    Кроме того, терапия выявляет уязвимые места, позволяет больше узнать о себе, учит отслеживать эмоции и триггеры, запускающие механизм "борьбы", относиться к ситуации более осознанно и легче контролировать свои действия.
    В результате такой совместной работы случай и вовсе может перестать казаться проблемным.
    Конфликт - это кризисная ситуация, несущая потенциальную возможность для роста, познания себя и обращения к своим ценностям и опорам