На мой взгляд, в моменты острого кризиса, когда сотрудники дезориентированы, не стоит ждать от них сверхрезультатов. Главное, что могут (и должны!) сделать лидеры - дать сотрудникам понимание опоры, сохранить качество коммуникации между командами или уровнями сотрудников. Не для всех компаний кризис дает возможности для роста, к сожалению. Для многих – это время потерь. Но для большинства компаний кризис – это возможность переосмыслить свои планы, объединить сотрудников и вовлечь в выработку новых решений, провести ревизию процессов и отсечь ненужное. Вот тут командные сессии могут послужить отличным инструментом поиска инновационных решений.
Также в период турбулентности лидерам стоит позаботиться о своей эмоциональной устойчивости и личной стратегии – их состояние является решающим для выхода из пике.
Я рада, что сейчас все больше и больше компаний привлекают коучей и психологов для работы со своими сотрудниками.
Могу рассказать про один из самых актуальных – про адаптацию к новой реальности и про опору в нестабильные времена.
Новая реальность отличается все большей нестабильностью и непредсказуемостью. С одной стороны, сотрудники и команды должны учиться максимально быстро адаптироваться к меняющейся ситуации. С другой стороны, чтобы сохранять адаптивность, у команд должна быть опора. Такой опорой могут стать ценности и миссия компании, которые формируют ядро и цель деятельности компании и не подвержены внешним колебаниям. Если команды четко понимают «зачем» они работают, они будут легче преодолевать вызовы внешней среды. Возможно, время нестабильности и кризиса – самое правильное время, чтобы сформулировать миссию и ценности компании. Так и поступили два руководителя компании-производителя офисной мебели, столкнувшаяся к декабрю 2020 года с самым сильным кризисом за все 12 лет существования. Производство сократилось вдвое и штат компании пришлось уменьшить с 70 до 43 человек. Было совершенно непонятно, как поддерживать бизнес на плаву. Команда из 5 ключевых руководителей в три итерации сформулировали миссию и ценности компании. В свою очередь это привело к решению поменять сегмент рынка и отказаться от сотрудничества с некоторыми поставщиками в пользу более экологичного производства. Это стало опорой для дальнейшей стратегии развития компании. С тех пор компания выросла в 2,5 раза.